© РИА Новости. Дмитрий Знаменский
МЕХИКО, 26 июн — РИА Новости. Реконструированный Панамский канал открыт в воскресенье для навигации после почти девяти лет работ.
Первым судном, вошедшим под аккомпанемент музыкального сопровождения в обновленный канал со стороны Атлантического океана, стал китайский контейнеровоз Cosco Shipping Panama. Капитану судна была вручена памятная табличка. Также состоится освящение новых шлюзовых ворот канала, отмечает портал Estrella de Panama.
© РИА Новости. О. НичипорукПерейти в фотобанкЭксперт: Панамский канал может стать основой для изменения мировой торговлиВсего в церемонии ввода в эксплуатацию обновленного канала принимают участие делегации из десятков стран и международных организаций. Среди иностранных гостей — глава администрации Тайваня, президенты Чили, Коста-Рики, Гондураса, Парагвая и Доминиканской республики, глава самопровозглашенной республики Косово.
Идея строительства канала возникла еще в шестнадцатом веке после открытия Панамы испанцами и особенно — Панамского перешейка шириной всего 80 километров. Однако реальностью этот проект стал только после получения Панамой независимости от Колумбии в 1903 году.
Строительство канала началось в 1904 году и длилось более 10 лет. В работах участвовали 50 тысяч человек из 30 стран. В итоге канал был открыт 15 августа 1914 года, а первым судном, прошедшим по нему в тот день, стал пароход «Анкон». Однако официальное открытие канала состоялось только через шесть лет — в июне 1920 года.
Долгое время после строительства канал находился в аренде и под управлением администрации США и перешел под панамскую юрисдикцию только в 1999 году. Через канал проходит 4% мировых торговых грузоперевозок и 16% торговых грузоперевозок США. 68% судов следуют через канал в порты США или из них.
При этом эксперты давно отмечали, что канал не справляется с современным грузопотоком, имея серьезные ограничения по параметрам проходящих судов. В связи с этим было принято решение о реконструкции водного пути, и эти работы начались в сентябре 2007 года. Примерная стоимость реконструкции оценивалась изначально в 5,25 миллиарда долларов с окончанием в 2014 году. Однако затем возник спор между заказчиком и подрядчиками, требовавшими выплат дополнительных 3,5 миллиарда долларов, а открытие канала было отложено на 2016 год. В итоге стоимость работ уже превышена минимум на 200 миллионов долларов, однако финальная сумма будет ясна только после решения по искам подрядчиков.
По завершении работ пропускная способность этого водного пути из Тихого в Атлантический океан возрастает в два раза — с 300 до 600 миллионов тонн в год. Ожидается, что после расширения канала по нему смогут проходить суда размером в три раза больше, чем сейчас.
Источник: