К своему юбилейному, 25-му саммиту, который пройдет в пятницу в Бишкеке, Содружество Независимых Государств подошло в довольно неопределенном статусе.

С одной стороны, более представительного форума на постсоветском пространстве еще не придумали — в СНГ в той или иной форме входят 11 из бывших 15 союзных республик. Но с другой, реальной отдачи от него все меньше, а его функции «растащили» другие структуры.

При всем этом СНГ продолжает существовать и даже пытается модернизироваться, приспосабливаться к новой реальности.

Интеграционная конкуренция

В Бишкеке началось заседание СМИД СНГКонкуренцию СНГ действительно приходится выдерживать жесткую. В сфере экономики все большие обороты набирает Евразийский экономический союз. Стран, входящих в него, пока немного — Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия, — но зато ЕАЭС может похвастаться реальными шагами и решениями, наличием наднациональных структур. В Москве не скрывают, что именно в рамках этого объединения видят дальнейшее развитие экономической интеграции на постсоветском пространстве.

В военно-политическом плане СНГ перевешивают такие структуры, как Организация договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества. Картина тут схожая — меньше численность, больше конкретики.

На этом фоне СНГ выглядит слабо. «Постепенно экономическая интеграция переместилась в более узкие структуры, как Таможенный союз, Евразийский союз, в которых участвуют не все члены СНГ. Военно-политическое объединение тоже сузилось по сравнению с СНГ, однако имеет более реальную эффективность — это ОДКБ», — считает заместитель директора Института СНГ Владимир Жарихин.

В то же время он не склонен преувеличивать значение конкуренции интеграционных объединений на пространстве бывшего СССР.

«Я бы не противопоставлял СНГ другим организациям, выросшим и на базе объединения СНГ, которое пусть и не выполнило определенных функций, но сохранило, к примеру, безвизовое пространство, что во многом и позволило в дальнейшем формировать и Таможенный союз, и Союзное государство России и Белоруссии, и ОДКБ», — подчеркнул Жарихин.

Посредник для «развода»

СМИД СНГ рассмотрит вопросы противодействия современным вызовамИ без оглядки на «конкурентов» СНГ дает много поводов для критики. По сути, многие из целей, которые ставились при создании Содружества, так и остались на бумаге.

«Предполагалось, что организация будет экономическим и военно-политическим союзом, где будет единая валюта, единые вооруженные силы, и даже было назначено командование единых вооруженных сил», — напомнил Жарихин.

По его мнению, все поставленные перед организацией задачи были преждевременными, поэтому «СНГ осталось региональной организацией, и в этом качестве оно как существовало, так еще долго будет существовать».

С другой стороны, Содружество выполнило одну из важнейших функций — посредника для «цивилизованного развода» бывших советских республик.

«В каких-то аспектах этот формат «пробуксовывается», но я хочу сказать, что в условиях «конца времен», когда не стало СССР и никто не знал, что делать, это был единственный путь», — считает директор Института новейших государств Алексей Мартынов.

«Процесс этот мог бы быть жестче и более трагичным, если бы не было СНГ, если бы на месте СССР образовавшиеся новые государства не образовали этот союз», — уверен он.

Попытка адаптации

Сказать, что само Содружество ничего не хочет делать и так и собирается «буксовать», нельзя. На саммите в Бишкеке будет предпринята очередная попытка хоть как-то «оживить» СНГ.

По словам исполнительного секретаря Содружества Сергея Лебедева, на встрече в киргизской столице запланировано принятие важных решений «по адаптации СНГ к новым условиям».

Лебедев напомнил, что решение по подготовке такого документа было принято еще в 2015 году по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и нашло поддержку со стороны других государств-членов Содружества. Цель — «модернизировать, трансформировать, улучшить деятельность СНГ».

Скорее жив

Путин в Бишкеке представит концепцию председательства России в СНГВ целом, несмотря на все проблемы, у Содружества еще остается несколько «козырей». Например, только здесь представители почти всех республик бывшего СССР могут собраться и обсудить актуальные вопросы, пусть даже без выработки конкретных решений.

«Руководители государств каждый год приезжают на этот форум, хотя никаких санкций за отсутствие на саммите в уставе организации не предусмотрено, значит им это нужно», — отметил Жарихин.

Мартынов также разделяет это мнение.

«В новых условиях, в условиях того, что постсоветское пространство пережило, СНГ актуально как площадка для встреч, обмена мнениями, для координации усилий по тем или иным вопросам — несмотря на то, что образовалось несколько других интеграционных форматов», — сказал он.

Кроме того, далеко не все страны на постсоветском пространстве горят желанием присоединяться к продвигаемым Россией интеграционным форматам, таким как Евразийский экономический союз. А в рамках СНГ действует зона свободной торговли и другая договорная база.

В силу этих и других факторов необходимость в СНГ сохраняется. Не зря же за всю историю Содружества выйти из него решилась только одна страна — Грузия. Остальные продолжают работу. Даже Украина, которая уже несколько лет грозится покинуть СНГ, до сих пор этого так и не сделала.

По мнению исполнительного секретаря Содружества, заявления о том, что СНГ «себя изжило и обречено на самоликвидацию», не имеют под собой никаких оснований.

«Сама жизнь диктует нам необходимость (сохранения — ред.) этого уникального объединения, его совершенствования и повышения эффективности его деятельности», — подчеркнул Лебедев.

Источник: ria.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям